«Мы – лучшие!» — очередной фильм про «нелегкую» жизнь подростков

«Три девушки в 1980-х в Стокгольме решили создать панк-группу — несмотря на то, что у них не было инструментов, а все вокруг говорили, что панк-рок умер» — многообещающе гласит описание киноленты «Мы – лучшие» (2013) на «Кинопоиске». Страны съемок – Швеция и Дания – тоже подают надежды, заставляя наивного зрителя предположить, что картина будет весьма нестандартная и запоминающаяся. Но не тут-то было.

Если бы меня попросили дать исчерпывающую характеристику этого фильма, я бы назвала его «безынтересным». Все 102 минуты фильма я провела в ожидании, что именно сейчас наконец-то случится что-то, заставляющее  людей писать к нему положительные отзывы и ставить высокие оценки. Ведь тема избита до жути и уже сотни раз проигрывалась в американском и европейском кинематографе  – подростки-аутсайдеры объединяются на почве ненависти ко всему остальному миру и пытаются доказать всем, что они чего-то стоят. Подача такова, но результата – ноль: девочки не создают группу, как заявлено, а лишь пытаются выкобениться перед другими ребятами из своего города, которые, кстати, играют действительно качественную музыку на своих репетициях. «Бунтари» Клара и Бобо на фоне взыгравших гормонов и зависти выпирают нормальных ребят-музыкантов из репетиционной и пытаются сделать вид, что они настоящие панки, безжалостно эксплуатируя музыкальные инструменты. И ладно бы после этого они (по классике) начали интересоваться искусством музыки и стали знаменитыми панк-исполнителями – но нет, они даже не пытаются научиться играть, а выпрошенные на инструмент деньги тратят на внушительную кучу шоколада и чипсов. Видимо, в этом и заключается поражающая всех «нестандартность» данной киноленты.

Безусловно, режиссер поработал над характерами наших юных бунтарок и сделал их воистину сообразительными – ведь вместо того, чтобы играть самим, можно попробовать заручиться доверием девочки-изгоя классом постарше, у которой никогда не было друзей, зато  всегда был талант играть на гитаре и выжившая из ума мамаша-католичка, и заставить её играть за нас! Браво, гениально. Кстати, история Хэдвиг привлекает к себе внимание  больше, чем основная сюжетная канва – но, к сожалению, режиссером были расставлены иные акценты.

Как вы уже догадались, фильм совсем не о музыке (как заявлено в его жанровой характеристике). Это фильм о трех девочках переходного возраста, всей душой желающих выделиться из серой толпы сверстников. Свои бунтарские эмоции они выражают в решительном протесте (=швыряние едой в школьной столовой), в музыкальном творчестве, отражающем их ненависть к системе (= исполнение недопесни (кстати, единственной) про нелюбовь к школьному физруку). Они также общаются с другими представителями шведской музыкальной тусовки (= семиклассники — «аналитики», недовольные политикой Брежнева). Кстати, никаких признаков жанра «драма» тут тоже замечено не было. Девочки обладают всеми возможностями для творческого развития, ходят в приличную школу, живут в обеспеченных семьях. Но они не имеют и малейшего желания использовать эти драгоценные ресурсы, о которым многим их ровесникам и не снилось. Конечно, у обеих есть по-своему ненормальные родители – у одной они ссорятся из-за стирки, у другой мама постоянно устраивает шумные вечеринки с алкоголем, сигаретами и игрой в «бутылочку». Но даже избитая, но всё же имеющая потенциал тема конфликта с родителями тоже не раскрыта, – она сводится к «предки достали».

Задаюсь вопросами «Для чего этот фильм вообще был снят? Какую «глубинную суть» режиссер хотел донести до зрителей?» Ответа не нахожу. Фильм не оправдал ожиданий.