Обзор концерта Abney Park в Москве

В холодный вечер заснеженного апрельского уикенда я направился в клуб “Volta” согреваться выхлопом паровых инструментов группы “Abney Park”. Погода всё не знала, как же лучше будет встретить гостей из самого дождливого города США — северными холодами со снежными метелями, апрельским солнцем или же привычным им Сиэттлским дождем. Так и не придя к консенсусу, небо окропляло дорогу к клубу то легким моросением, то обдувало ветром с едва заметными снежными хлопьями. Мрачные небеса над цехами, некогда сообщавшими советскому населению посредством печати свою “Правду”, вкупе с погодными условиями как нельзя лучше сочетались с людской очередью, скрывающей свои характерные костюмы под соответствующей верхней одеждой, создавая атмосферу истинного стимпанка уже на улице. Стремящиеся поскорее попасть на палубу паро-бала люди сгорали от нетерпения, свободно общались друг с другом и предвкушали грядущее.

Концерты “Abney Park” на столько же не похожи на обычные концерты, на сколько не похожа на таковое их музыка и наряды. В США они самолично организуют конвенты, собирая сотни единомышленников-любителей стимпанк культуры в целиком задекорированные залы, наполненные огромным количеством дружественных мастеров создания эксклюзивных предметов гардероба, аксессуаров, мебели и прочего, перенося посетителей из серых дождливых будней в самую настоящую другую, никогда не существовавшую эпоху — эру господства паровых двигателей над другими технологиями.

Стимпанк (или паропанк, как у нас его называли некоторые писатели) — это альтернативный вариант развития истории человечества с визуальной стилизацией под эпоху викторианской Англии второй половины XIX века и индустриальной Америки с характерным контрастным социальным расслоением. Если вы совершенно не знакомы с жанром, но, к примеру, помните работы Жюля Верна, Герберта Уэллса и Марка Твена, то смело вспоминайте атмосферу их рассказов, это самые настоящие предтечи стимпанка. Так же, вы можете вспомнить такие фильмы, как “Небесный Капитан и Мир Будущего”, “Wild Wild West”, “Лига выдающихся Джентельменов” и даже “Шерлок Холмс” с Робертом Дауни. Всё это в определенной мере создает ту самую атмосферу, в которую “Abney Park” предлагают зрителю погрузиться посредством своей музыки.

Конечно, в Москве нет такого количества мастеров, как в штатах, но и представленного количества с лихвой хватило, чтобы создать нужную атмосферу, которую дополняло огромное количество аутентично нарядившихся посетителей сего мероприятия. Несколько столов с хенд-мейд аксессуарами, “парящие” под потолком дирижабли и даже огромная переборка с иллюминатором для фотографирования создавали настрой еще до выхода виновников вечера на сцену, а если и этого не хватало, то можно было даже загримировать лицо у соответствующей мастерицы. Так же, не был забыт и формат конвента — организаторами события предлагалось пре-пати, включавшее в себя так же meet and greet (свободное общение, раздачу автографов и фотографирование) с музыкантами “Abney Park”, аж с 3 часов дня до самого открытия входа в клуб непосредственно на концерт, 7 вечера. Конечно, возможным минусом такого раннего пребывания посетителей в клубе могла быть необходимость музыкантов проводить саунд-чек практически над ухом гостей, обнажая некоторые свои тонкости, но их это ни сколечки не смутило. Программа же самого концерта так же предполагала не одно лишь выступление ребят, а содержала в себе всевозможные конкурсы на лучший наряд, естественно, разогрев (который, я, к глубочайшему сожалению, пропустил) и даже фехтовальную зону.

Всего этого бы не произошло, если бы “Abney Park” не были теми, кто они есть — отличными музыкантами, способными заинтересовать слушателя своей музыкой. Заведя зал буквально с первых нот своего выступления, ребята не успокаивались в течении более, чем 30и песен. Столь насыщенный сет-лист не позволял, к сожалению, много общаться со зрителями посредством микрофона, но они это с лихвой компенсировали общением музыкальным. Арсенал гамм, которые используются в их песнях столь же богат, как и количество стилей, которое они смешали в своей музыке. От рока, гармонично приправленного восточными аккордами они переходили к мелодиям, включавшим в себя отголоски раннего кантри, трагичные арабские гаммы с легкостью трансформировались в цыганское веселье, неизменно перемежаясь с обилием самых разных джазовых ритмов, подходящих под чарльстон, свинг и даже танго.

Зрители, среди которых можно было найти представителя практически любого культурного сословия, от привычных металлистов и гóтов до их родителей, принимали музыкантов настолько тепло и шумно, что казалось, будто некоторая их часть невидима взгляду обычного человека, но их голоса нам все-равно слышны. Буквально каждую песню встречали громким одобрением, сопровождали покачиванием руками или хлопаньем, в зависимости от темпа и посыла и провожали громкими аплодисментами. Самая же обильная реакция, естественно, пришлась на авторское исполнение всеми известной песни “Катюша” Блантера и Исаковского. Зрители почти синхронно достали белые платочки и принялись махать ими в такт. А под одну из их самых популярных песен, “Airship Pirate”, по залу начали “летать” стимпанк самолеты с фонариками. Благодарности публики не было предела, поэтому даже традиционный уход со сцены, для выхода на бис, получился очень коротким. Вернувшись на сцену, “Abney Park” отыграли еще 4 песни, среди которых стоит отметить ту, которую Роберт (вокалист, аккордеонист, перкуссионист, дарбукист, лидер коллектива, автор вот этого всего, поэт, писатель, короче говоря, человек-машина) назвал своей самой любимой.

“Born At the Wrong Time” — говорят о себе “Abney Park” посредством своей музыки. Вы можете быть с ними солидарны в этом мнении, или же, напротив, радоваться, что живете в свое время, но, если вы хотите заглянуть в другое время и эпоху, пусть даже всего лишь на один вечер, то эта группа для вас. Можно много спорить об их специфичном звучании, можно воспринимать неоднозначно их мелодику и материал в целом, можно даже откровенно не любить их материал в записи, но, если вы окажетесь на концерте, вы обязательно сохраните что-то об этом событии в своей памяти.

 

Set-list:

Tribal Nomad

The End Of Days

Neobedouin

Sleep Isabella

The Story That Never Starts

I’ve Been Wrong Before

Throw Them Overboard

Until the Day You Die

Off The Grid

Whole Life Crisis

Two Elixirs

The Anthropophagists’ Club

The Casbah

My Life

Katyusha

Steampunk Revolution

I’m Glad I Lost You

Space Cowboy

To The Apocalypse In Daddy’s Sidecar

Ancient World

Pity the Free Man

Dear Ophelia

Scupper Shanty

Aether Shanties

Airship Pirate

Building Steam

The Wrong Side

Encore:

Dominion Of Dust

Born At the Wrong Time

In Time

Letters